Форма и содержание.
Район Аэропорт
Экскурсия в окрестностях городского квартала SOUL
На экскурсии «Форма и содержание. Район Аэропорт» экскурсанты познакомятся с постройками в стиле сталинского ампира и смогут сделать их зарисовки совместно с профессиональной художницей и дизайнером молодежных программ ГМИИ им. А. С. Пушкина «Пушкинский.Ю».
22 августа 2024 — 14 сентября 2024
Метро «Аэропорт»
Девелоперская компания FORMA и Городское экскурсионное бюро Музея Москвы в рамках генерального партнерства запустили серию прогулок по району Аэропорт.
Об экскурсии
Павильон «Динамо»
(1)
Петровский путевой дворец
(2)
Благовещенский храм
(3)
Вилла Оконишникова
(6)
(4)
Ресторан «Эльдорадо»
(5)
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
О маршруте
Вестибюль станции метро «Аэропорт»
(7)
Дома на Черняховского
(8)
Стеклянная рыба на фасаде дома от команды художников «Небесные рыбы» на улице Усиевича
(9)
Изофабрика. Скульптурный цех
(12)
(10)
Амбулаторный пруд
(11)
Российская открытая транспортная академия
Павильон станции метро «Сокол»
(13)
Максимальное количество участников прогулки — 15 человек.
По любым вопросам обращайтесь на почту muzeimoskvi@culture.mos.ru или по телефону +7(495)739-00-08
(13)
Максимальное количество участников прогулки — 15 человек.
По любым вопросам обращайтесь на почту muzeimoskvi@culture.mos.ru или по телефону +7(495)739-00-08
(13)
Максимальное количество участников прогулки — 15 человек.
По любым вопросам обращайтесь на почту muzeimoskvi@culture.mos.ru или по телефону +7(495)739-00-08
Станцию открыли в сентябре 1938 года. При ее создании проектировщикам пришлось учитывать одну важную особенность: станция должна была вмещать большое количество людей после спортивных соревнований, которые проходили на стадионе «Динамо». Именно по этой причине архитектор Дмитрий Чечулин спроектировал большие наземные вестибюли, нехарактерные для довоенных проектов.

С внешней стороны вестибюли украшены барельефами, сюжеты которых посвящены разным видам спорта.
(1)
Павильоны «Динамо»
(2)
Мысль о строительстве Петровского путевого дворца пришла императрице Екатерине II во время праздничных гуляний, посвященных победе России в Русско-турецкой войне 1768−1774 годов. По приказу Екатерины дворец был возведен зодчим Матвеем Казаковым в лучших традициях романтической неоготики уже через несколько лет.

Название «путевой» дворец получил благодаря тому, что стал местом остановки и отдыха членов императорской семьи и их свиты перед въездом в Москву после долгой дороги из Петербурга. А «Петровским» стал потому, что был построен на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю.
Петровский путевой дворец
(3)
В XIX веке Николай I распорядился разбить в окрестностях Петровского путевого дворца парк. Эти земли полюбила аристократия, ведь иметь дачу недалеко от Петровского парка среди дворян тогда считалось модно.

Однажды на одной из таких дач случилось несчастье — умерла внучка камергерши Анны Дмитриевны Нарышкиной. И в 1844—1847 гг. на месте этой дачи в память о погибшей внучке на свои средства с разрешения властей Нарышкина выстроила храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Его архитектором стал Фридрих Рихтер.
Благовещенский храм Пресвятой Богородицы
(4)
Со временем место дворян в окрестностях Петровского парка начали занимать купцы. Они скупали земли в парке под строительство ресторанов с оглядкой на то, что эта территория была популярна среди состоятельных москвичей. И не прогадали.

Одним из таких купцов был Илья Арефьевич Скалкин. В 1899 году он выкупил участок, где построил небольшой деревянный дом. Позже он превратился в ресторан с гостиницей и получил броское, запоминающееся название «Эльдорадо». Это заведение прославилось благодаря громким кутежам приезжих купцов и ярким выступлениям цыганок. Популярность ресторана способствовала хорошей прибыли, что позволило Скалкину относительно быстро скопить достаточно средств для расширения своего дела — перестройки здания ресторана. В 1908 году его на том же участке начал возводить архитектор Николай Поликарпов по проекту знаменитого зодчего Льва Кекушева.
Ресторан «Эльдорадо»
(5)
Уже почти столетие историю отечественной авиации и космонавтики хранит старейший в Европе и России авиационно-космический музей. Он был создан 6 ноября 1924 года и сразу же обосновался в здании 1900 года постройки, где в начале XX века размещался еще один ресторан, но уже более скромный, — «Аполло».
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
(6)
Судя по всему, купец, потомственный почетный гражданин, вице-президент Императорского Московского общества Поощрения Рысистого коннозаводства Павел Сергеевич Оконишников расположил здесь свой загородный дом в 1903 году неслучайно. Ведь на противоположной стороне Петербургского шоссе (нынешнее Ленинградское шоссе) находился ипподром со скаковыми конюшнями.
Вилла Оконишникова
(7)
Станцию, которая расположилась напротив аэродрома им. Фрунзе и летного поля, открыли в составе второй очереди строительства Московского метрополитена в сентябре 1938 года. И это местоположение предопределило главную тему ее оформления — авиацию.

По проекту опытного строителя наземных павильонов метро Самуила Мироновича Кравеца вестибюли станции были выведены в цокольные этажи двух корпусов жилого дома. Они представляют собой лоджии с тремя арками, опирающиеся на квадратные колонны. В процессе работы над проектом вестибюлей, архитектор старался выдержать стиль подземного зала станции — ар-деко.
Вестибюли станции метро «Аэропорт»
(8)
В 50-е годы XX века на месте старых бревенчатых построек села Всехсвятского началось большое кооперативное строительство. Эти жилые дома предназначались для представителей творческой интеллигенции — художников, литераторов, актеров, музыкантов. Из первых букв этих профессий сложилось шуточное название «ХЛАМ», которым впоследствии и стали именовать эту часть района.
Дома на Черняховского — «ХЛАМ»
(9)
«Небесные рыбы» — это зеркальное граффити супругов Ивана и Дарьи Никитиных, художников-монументалистов, специалистов по витражам. Несмотря на недолговечность этого вида искусства, работы Никитиных в районе Аэропорт живут уже более 7 лет. Причина такой сохранности ясна — художники согласуют размещение стеклянного граффити с управой района.

Кстати, их мастерская находится в «Городке художников» на Масловке, недалеко от места начала нашей экскурсии.
Зеркальные граффити
(10)
Этот небольшой водоем образовался еще в середине XIX века из-за запруживания одного из притоков реки Таракановки. Сегодня этот приток протекает по подземной трубе.
Амбулаторный пруд
(11)
После Великой Отечественной войны нехватка высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта ощущалась особенно сильно. Необходимо было создать такую систему высшего образования, которая могла бы обеспечивать максимально тесную связь обучения людей с производством и выпускать высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта. Вопрос решился в 1951 году, когда был образован Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИЖТ).

Сегодня это учебное заведение носит название Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения.
Российская открытая академия транспорта
(12)
Потребность в предприятии, которое бы серийно производило скульптуру, живописные и мозаичные панно, художественное литье, возникла на фоне провозглашения необходимости объединения архитектуры и всех видов изобразительного искусства в период «освоения классического наследия» — идеологической установки в советской архитектуре, сформировавшейся в начале 1930-х годов.
По заказу кооперативного товарищества «Всекохудожник» в 1933 году архитектор Георгий Гольц спроектировал в селе Всехсвятском корпус зданий в духе ренессанса с галереей-аркадой во внутреннем дворе. Скульптурный корпус Изофабрики был построен в 1936 году. Сегодня он считается единственным по целостности и чистоте стиля образцом советского неоренессанса и признан объектом культурного наследия.
Помимо центрального скульптурного цеха, в состав Изофабрики входили индивидуальные скульптурные и живописные мастерские, мраморно-гранитный корпус, цех росписи тканей, цех игрушки и бронзолитейный цех.

Сегодня рядом с Изофабрикой девелопер FORMA возводится проект SOUL — городской квартал бизнес-класса с большим вниманием к культуре и интеллектуальному созиданию. FORMA бережно отреставрирует Изофабрику, в будущем она войдет в комплексную инфраструктуру проекта: здесь будут функционировать различные творческие и просветительские пространства.
Изофабрика «Всекохудожник»
(13)
Станция «Сокол» открылась в сентябре 1938 года. Она строилась в составе участка «Площадь Свердлова» — «Сокол» и замыкала «Горьковско-Замоскворецкую» линию метро. Станция расположилась в центре села Всехсвятского по соседству с сохраненной церковью Всех Святых, что стало важным фактором при проектировании для ее архитекторов — братьев Константина Николаевича и Юрия Николаевича Яковлевых. Так, по проекту наземный павильон в форме подковы обращался к церкви таким образом, чтобы на выходе из метро пассажиры видели ее высокий купол.
Павильон станции метро «Сокол»
Москва, Пресненский вал 27, строение 8
2021–2024 © ООО «ФОРМА»